?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

После поездок, перед компом, можно подумать о дорогах и их месте в жизни, в глобальном, так сказать, смысле.

Наверно, у всех есть знакомые, живущие в пригородах Москвы - очень приятных местах, деревнях или коттеджных поселках. Да и когда просто едешь по любому из ведущих в Москву шоссе, видно, какие там строятся (а в большинстве уже построены) дома - в таких вполне можно жить зимой со всеми удобствами. В этом есть преимущества - жизнь на природе, свежий воздух, собственный дом, где соседи не грызут дрелями мозг, отсутствие городской суеты и т.д.

Проблема, разумеется, в том, что место работы у живущего в пригороде (если он не рантье) находится в Москве, и каждое утро ему приходится ни свет ни заря вставать и на машине вливаться в общий поток туда едущих. Кроме того, в основном все необходимые современному человеку институты - поликлиники, школы, вузы, присутственные места, учреждения культуры и др. - расположены в мегаполисе, и туда тоже необходимо добираться по дороге. А если что с машиной, надо идти на станцию - в общем непроста жизнь маятникового мигранта.

Можно подумать о таких тенденциях: либо мегаполисы будут в основном расселены и останутся в незначительном количестве как память о былом величии, а граждане переселятся за город и будут жить в этаких кластерах, где вперемежку с поселками будут необходимые учреждения в относительно доступных на машине местах, связанные густой сетью дорог.

Либо необходимые функции будут сокращаться - работники перейдут в основном на фриланс, образование станет заочным, присутственные места и учреждения культуры уйдут в Интернет, а добрый доктор Айболит станет врачом широчайшего профиля на собственной мобильной поликлинике. Но опять же густая сеть дорог будет необходима.

Интересно, что думали про дороги классики научной фантастики. В романе Герберта Уэллса "Когда Спящий проснется" вместо устаревших железных дорог строят идемитовые (подобие асфальтовых, только шириной метров по сто каждая полоса) и выводится целая эволюция, противоположная описанной мной - немногие гигантские города, связанные идемитовыми дорогами, посреди безбрежных хлебных полей.




[Цитата из Уэллса]
По мере того как возрастали требования  и  усложнялась  жизнь,  жить  в
деревне становилось все более и  более  тяжело  и  неудобно.  Исчезновение
священника,  сквайра  и  сельского  врача,  которого   заменил   городской
специалист,  лишило  деревню  последних  признаков   культурности.   Когда
телефоны, кинематографы и фонографы заменили газеты, книги, учителей, даже
письма, жить вне предела электрических кабелей значило жить, как дикари. В
провинции нельзя было (согласно утонченным требованиям времени) ни одеться
прилично, ни питаться как следует; мало того, там  не  было  ни  врачебной
помощи, ни общества и нельзя было найти заработок.

   Механические приспособления привели  к  тому,  что  в  земледелии  один
инженер заменил тридцать рабочих. Таким образом, в  противоположность  тем
временам, когда деловой люд Лондона, окончив свой  трудовой  день,  спешил
оставить пропитанный дымом и копотью город, рабочие теперь только  к  ночи
спешили - и по земле и по воздуху - в город, чтобы отдохнуть и развлечься,
а утром снова выехать на  работу.  Город  поглотил  человечество;  человек
вступил в новую эру своего развития. Сначала он был кочевником, охотником,
затем земледельцем, для  которого  большие  и  маленькие  города  и  порты
являлись не чем иным, как обширными рынками для сбыта сельских  продуктов.
Теперь  же  логическим  следствием  эпохи  изобретений  явилось  скопление
человеческих масс в городах.










Классический рассказ Роберта Хайнлайна "Дороги должны катиться" описывает американскую цивилизацию, отказавшуюся от сожравших массу полезного материала и ставших в итоге невыгодными автомобилей и полностью переключившуюся на механические дороги, движущиеся тротуары, эскалаторы, траволаторы и т.п. В результате вся экономика оказалось настолько зависима от беспербойного функционирования катящихся дорог, что небольшие, казалось бы, социальные конфликты типа забастовки механиков чуть не привели к фатальным последствиям.

[Цитата из Хайнлайна]– Не волнуйтесь. Лента разорваться не может. Она собрана из перекрывающихся секций и имеет двенадцатикратный запас прочности. Чтобы она порвалась, должны заглохнуть сразу несколько миль роторов и разом отказать все предохранители на оставшейся части дороги. Не исключено, что тогда возникнет достаточное для разрыва напряжение. В свое время нечто подобное было на дороге Филадельфия-Джерси-Сити. Вряд ли мы когда-нибудь забудем об этом. Авария произошла на одной из первых скоростных дорог. По ней перевозилось огромное количество пассажиров и грузов – она обслуживала большой индустриальный район. Лента дороги была довольно примитивной, немногим сложнее, чем обычный конвейерный транспортер. Когда ее строили, никто не предполагал, какие нагрузки ей придется выдерживать. Катастрофа случилась при максимуме нагрузки, когда лента была переполнена людьми. Часть ленты, оказавшаяся позади разрыва, вспучилась на несколько миль. Она двигалась со скоростью восемьдесят миль в час, размазывая пассажиров о крышу. Часть ленты в месте перед разрывом рванулась вперед и щелкнула, словно кнут, сбросив людей на соседние полосы, швырнув их вниз на вращающиеся барабаны или ударив о крышу. Погибших было больше трех тысяч, и по всей стране вспыхнуло движение за запрещение дорог. По приказу президента их даже остановили на неделю, но потом пустили опять. Просто не было выбора.

– Но почему?

– Страна стала экономически зависимой от дорог. К тому времени они превратились в основное средство сообщения между индустриальными районами, во всяком случае – единственное средство, которое можно было принимать всерьез. Фабрики встали, продовольствие не подвозилось, людям начал грозить голод, – президент был просто вынужден пустить дороги опять. Другого выхода не было, социальная модель вылилась в определенную форму, которую стало уже невозможно изменить никаким распоряжением сверху. Крупное индустриальное общество должно иметь и соответствующий транспорт, и даже не столько для людей, сколько для нужд торговли.


Иван Ефремов в "Туманности Андромеды" выдвинул концепцию Спиральной Дороги, опоясывающей по спирали ни много ни мало - всю Землю. Жилые зоны, представляющие непрерывную цепь поселков, сосредоточены в местах приятного субтропического климата наподобие Средиземноморья, а все желающие путешествовать могут спокойно объехать весь земной шар по Спиральной Дороге на электропоездах, движущихся неторопливо, под 200 км/ч. С ее же помощью жилая область связана с районами сельскохозяйственного производства.

[Цитата из Ефремова]Одна из главных радостей человека — стремление путешествовать, передвигаться с места на место — унаследована от наших предков — бродячих охотников, собирателей скудной пищи. Теперь всю планету обвивает Спиральная Дорога, исполинскими мостами соединяющая через проливы все материки. — Веда провела пальцем по серебристой нити и повернула глобус. — По Спиральной Дороге беспрерывно движутся электропоезда.

Сотни тысяч людей могут очень быстро перенестись из жилой зоны в степную, полевую, горную, где нет постоянных городов, а лишь временные лагеря мастеров животноводства, посевов, лесной и горной промышленности. Полная автоматизация всех заводов и энергостанций сделала ненужным строительство при них городов или больших селений — там находятся лишь дома для немногих дежурных: наблюдателей, механиков и монтёров.

Планомерная организация жизни наконец прекратила убийственную гонку скорости — строительство всё более и более быстрых транспортных машин. По Спиральной Дороге поезда проходят двести километров в час. Только в случае какого-либо несчастья пользуются скоростными кораблями, мчащимися тысячи километров в час.



Вот такие идеи рассматривали классики фантастики, но жизнь, как обычно, отличается от самых прогнозов и построений, хотя может быть и не всегда в лучшую сторону. Тем более и фантасты от идей дорог будущего несколько отошли, когда в их произведениях появились всевозможные телепортационные системы. Если такие системы появятся на самом деле, то все рассуждения о путях развития человечества придется сильно поправить. Пока до этого далеко, но кто знает - и Интернет не так давно казался чистейшей фантастикой.

ЗЫ. И еще - дорожные проблемы ввиду дикой катастрофы в Подольске и вообще статистики аварий на дорогах. Это отдельная и тяжелая тема. Я, когда ехал, выпускал пар и негатив тем, что припоминал строящееся третье кольцо и дорогу Москва-Казань, куда уйдут деньги, на которые можно было увеличить безопасность многих шоссе, сделать отбойники и светофоры там где надо. Может, я и не прав, но пока имеем что имеем.

promo blaster2009 august 23, 2017 00:00 97
Buy for 10 tokens
Приятно наблюдать, как высокопоставленный элитарный чин начинает волноваться, глупо шутить и бегать по потолку. Особенно если лично ты желаешь ему поскорее провалиться сквозь землю, которую он перекопал. Это я про мэрскую реакцию на недавно появившуюся в информпространстве концепцию переноса…

Profile

я
blaster2009
blaster2009

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com