И как бы к этому не относились власти, зомбоящик всегда книгу побьет - он крикливей, ярче и проще для жевания.
Даже если власти начнут вкладывать деньги в этих самых замечательных педагогов, толк от этого в лучшем случае будет через поколение. Потому что нужно, чтобы такие самородки-учителя охватывали своим книжным увлечением подавляющее большинство детей, что малореально. Хотя вкладывать, конечно, надо - хоть что-то будет.
Еще власти могут приглушить зомбовидение или сделать его таким же невыразительным, как в советские времена, но это тоже маловероятно.
Так, в качестве разминки, я бы придумал библиотечный день. Была, да наверно и сейчас есть, такая льгота для ученых, когда заслуженный профессор (а также, небось, и кандидат в доктора) мог не пилить в институт читать лекцию, а отправлялся на целый день в библиотеку, работать над первоисточниками.
Конечно, никто его не контролировал, но в этом и смысла не было - ученый живет наукой, и библиотечный день ему необходим (но лучше в середине недели, чтобы не умотал на дачу).
А что если распространить библиотечный день на все категории населения (кроме, наверно, школьников и студентов, которым и так читать положено). Каждый желающий вместо работы идет в библиотеку или просто читает дома.
Естественно, нужны методы контроля. Например, диктанты, изложения и сочинения по прочитанному. По завершении отчетного периода читатели отправляются на специальные пункты (которые можно оборудовать на базе библиотек), где можно будет устраивать обсуждение прочитанного или написание сочинений под присмотром педагогов. Естественно, никакого принуждения. Скорее даже с материальным стимулированием.
Конечно, многие будут против, особенно могущественные работодатели. Да и среди граждан многие воспримут библиотечный день как поблажку далеким от чтения книг наклонностям. Но все это можно обдумать и предусмотреть.
А вот чтобы власти были заинтересованы, в том числе выделили всевозможные ресурсы... тут конечно непростая проблема. Опасаюсь, что для этого к власти должна прийти просвещенная библиократия. Рулить-то зомбоящиком всегда проще.
А подготовить такую библиократию должны те самые педагоги, ресурсы на которых не выделяет нынешняя бюрократия.
Journal information