Просто интересно, как в романе обыграна теория струн. Может, конечно, вообще никак, но на ВВГ это непохоже - что-нибудь хоть бы и не шибко глубокое, но симпатичное, он всегда старается вплести в повествование.
Единственный роман, который я читал и в котором теория струн была одним из необходимых элементов действия, так и назывался - "Струны" ("Strings"). На русский язык его перевели под другим названием, которое и мне нравилось больше - "Планета первого класса".
Роман очень неплохой - и сюжет, и какое-никакое научное обоснование, и головоломные политические интриги... Средней далекости будущее, страдающая из-за проблем с экологией Земля, поиски планеты первого класса - такой, куда можно переправить часть страдающего от перенаселенности человечества (планет других классов, отличающихся разной степенью приближенности к земным условиям, не годятся). Власть корпораций, выращиваемые в спецдетдомах для замены органов богатых бездельников клоны, продажные СМИ - весьма круто сваренный... гм... коктейль.
И одно из допущений - с помощью теории струн можно устанавливать возможность перемещения на другие планеты. Связь нестабильна - "струны рвутся". Планету первого класса найти не удается - везде, как говорил Райкин, чего-то не хватает. Но, как потом выясняется, это не совсем так...
Автор романа - канадский писатель Дейв Дункан, куда более известный любителям фэнтези. Фактически это один из его немногих романов в жанре "твердой" фантастики - другой, "Герой", мне не понравился из-за корявого сюжета, а "Тень", тоже неплохо написанный, из-за феодального устройства на далекой планете и расы разумных орлов больше воспринимается как фэнтези, хотя никакой магии в нем нет.
— Ее Высочество изучала теорию суперструн в Анкаре, у Гутельмана, — злорадно объявил Джетро.
— Ни хрена себе! — разинул рот Девлин. К сожалению, думала Элия, ее высочество не помнит уже ни одного интеграла, ни одного фрактального тензора. Четырехмерное пространство — время является подпространством десятимерного суперпространства — этот факт давно известен каждому школьнику, — однако обмен одного из шести ненаблюдаемых обычно измерений с одним из трех пространственных, производимый трансмензором Чу-Ласки, описывался только математически, представить его себе невозможно.
Получающаяся в результате струна имеет одновременно бесконечную — и нулевую длину. Непонятно, недоступно для понимания — однако Элия помнила любимую присказку Гутельмана: “Я вот, например, не понимаю, как работает швейная машинка — а она все равно работает”. В ясную ночь телескоп может найти на небе миллионы звезд. Равно так же струна трансмензора может ощупать суперпространство, может найти звезды, чье положение относительно Земли невыразимо в действительных числах. Реально существующая струна остается такой же непонятной, как и описывающие ее уравнения; как говорит Гутельман, трансмензор помогает найти планеты, а не ответы.
Ну а вообще по теории струн можно почитать книги научные и более популярные.
Journal information