Пришлось вычитывать каждую статью, делать предметный и именной указатели со всеми палаццо, церквями, мостами и личностями, смотреть фотографии, которых там было море, и проникаться, впечатляться, изумляться. Дошло до того, что стал слышать плеск воды у фасадов и под веслом гондольера, видеть во сне Тициана, Якопо Сансовино, Андреа Палладио и других с их работами.
Книга вышла давно, а город остался и не перестает удивлять. Недавно видел оттуда репортаж о наводнении - море грозит захлестнуть и утопить город. Но еще надеюсь увидеть - все-таки делать книгу неплохо, а потрогать и почувствовать еще лучше. А вода поднимается и опускуается - как написал автор, "Венеция дышит".
Цитата из книги:
Тесная, жестко ограниченная водой территория не позволяет городу расти вширь. Всемирное преклонение перед ее историческими ансамблями не позволяет расти ввысь. Опасность разрушения сложившейся экологии не допускает роста вглубь. Остается лишь робкое самопоедание за счет еще неузаконенных как памятники архитектуры интерьеров второстепенных зданий между шедеврами волшебного города, что и происходит. Венеция стала редким образцом города, который не нуждается в собственном населении, она нуждается только в обслуживающем персонале для туристов - артистах, оживляющих камни прошлого: Эти артисты изображают официантов, гондольеров, продавцов и кассиров, а мы верим им и с удовольствием играем в эту прекрасную игру. Такой город не может принадлежать своим жителям, это было бы непозволительным расточительством. Он и принадлежит всему миру, ровно также, как солнце, луна, небо, звезды.
Journal information