интервью гендиректора "Эксмо". Интересно читать мнение "царя горы" издательского бизнеса. Я, правда, не понял, что такое... кгхм... EBITDA, но это непринципиально, потом в Яндексе посмотрю.
А вот такой известный момент:
— Почему мы читаем все меньше?
— Появляется все больше заменителей, которые более доступны, чем книги, причем не только по цене. Например, ты пришел домой, включил телевизор, смотришь сериал. Опять же есть компьютерные игры, соцсети — все это сокращает то время, которое люди готовы проводить за книгами. Чтение книг — это более сложная интеллектуальная деятельность.
В связи с этим подумал - мне доводилось читать старые, дореволюционные книги. Их можно переиздать только микроскопическими тиражами - на большее не найдется читателей. Так вот, когда открываешь и читаешь такую книгу, то словно оказываешься в другом мире - мире, где не спешат. То есть читать надо медленно, вдумчиво, и не только из-за "ятей", но и как бы сам строй литературной речи такой - медленный. Будто книга и рассчитана на то, что ты присядешь в кресле у камина и будешь долго и проникновенно читать и размышлять, мысленно рассуждать вместе с автором.
Это, конечно, мое субъективное впечатление.
Но, в наше быстролетящее время выкроить, пардон за тавтологию, время для такого "погружения" не так чтобы реально.
В ленте часто встречается
А вот такой известный момент:
— Почему мы читаем все меньше?
— Появляется все больше заменителей, которые более доступны, чем книги, причем не только по цене. Например, ты пришел домой, включил телевизор, смотришь сериал. Опять же есть компьютерные игры, соцсети — все это сокращает то время, которое люди готовы проводить за книгами. Чтение книг — это более сложная интеллектуальная деятельность.
В связи с этим подумал - мне доводилось читать старые, дореволюционные книги. Их можно переиздать только микроскопическими тиражами - на большее не найдется читателей. Так вот, когда открываешь и читаешь такую книгу, то словно оказываешься в другом мире - мире, где не спешат. То есть читать надо медленно, вдумчиво, и не только из-за "ятей", но и как бы сам строй литературной речи такой - медленный. Будто книга и рассчитана на то, что ты присядешь в кресле у камина и будешь долго и проникновенно читать и размышлять, мысленно рассуждать вместе с автором.
Это, конечно, мое субъективное впечатление.
Но, в наше быстролетящее время выкроить, пардон за тавтологию, время для такого "погружения" не так чтобы реально.
Comments
Это как в фантастическом романе из третьей четверти прошлого века, когда отважные космопроходцы на своём звездолёте улетают прочь от Земли, постепенно набирая скорость, близкую к световой, но при этом продолжая общаться с родной планетой. Вскоре их постигает релятивистское сокращение времени, и общение становится практически невозможным -- для "собеседников" время начинает течь с заметно разной скоростью, и пока один часами ждёт окончания фразы, другой слышит трели в ультразвуке.
Вот и со старыми романами, как мне кажется, то же самое: когда-то автор старательно наполнял текст дополнительным содержанием, чтобы занять чем-то время и ум читателя, а теперь ему приходится писать очень коротко и ёмко, чтобы читатель не заснул в ожидании конца главы. По большому счёту, я не вижу в этом чего-то плохого.
И постмодернизм есть с его играми и игрищами -- когда одно предложение или даже слово автоматически вытягивает из ассоциативной памяти читателя несколько страниц текста других авторов, ранее уже написанного по тому же поводу...
В каком-то смысле, современные произведения ориентированы на более начитанного читателя, обладающего развитым воображением. Ну или на стереотипного читателя с набором шаблонов -- это как посмотреть. Факт тот, что нельзя с одной и той же книгой и покойно проводить часы в кресле у камина с дождём в парке за окном, и коротать минуты в общественном транспорте на пути из точки А в точку В.