
На вчерашнем совещании по поводу борьбы с эпидемией известно кого президент Путин обратился к древней мифологии. Правда, не к классической древнегреческой, а к легенде о том, как спартанцы сбрасывали своих больных детей со скалы Тайгет. Он уточнил, что это, по мнению историков и археологов, именно легенда, миф. Но заметил, что в древней Спарте общество было построено на жестких порядках, но это ему не помогло, Спарта в конечном итоге утратила свою государственность.
Россия же, продолжил президент, уже тысячу лет живет не по законам Спарты и племени из рассказа Джека Лондона "Закон жизни", а на принципах солидарности, взаимопомощи, взаимовыручки, полученных вместе с православием. И на них стоит наша государственность.
Все это звучало лучше, чем про печенегов и половцев, спичрайтеры хорошо постарались, но все равно чувствуются странности. Например, Спарта просуществовала... тоже примерно тысячу лет. В XI веке до нашей эры был основан город-государство Спарта, а во II веке до нее же, точнее в 146 году, он попал под власть Рима. Причем римляне оставили Спарте, как и Афинам, в память о былой славе некоторые права самоуправления в новой римской провинции Ахайя.
Ну и вдобавок многие государства древности существовали даже побольше тысячи лет. Но сейчас их нет, хотя их устройство не совпадало со спартанским, Спарта вообще смотрелась особо. Но это мелочи.
Мне интересно другое - почему для подтверждения вполне положительного, даже нужного тезиса о том, что россияне должны сплотиться против эпидемии коронавируса, нужно обращаться к таким древним примерам? Из жизни давно исчезнувших государств и народов.
Причем в отрицательном смысле - мы никогда не поступим так, как эти древние нехорошие люди, тем более что они так тоже не поступали, это миф, легенда.
Разве в новейшей и притом отечественной, российской истории нет ничего похожего, положительного, духоподъемного в смысле солидарности? Когда Россия и ее граждане показывали примеры взаимопомощи и взаимовыручки?
Вроде сразу приходят на ум российская помощь жителям Крыма (присоединили, спасли от врагов), Донбасса (спасли от врагов,
И другое - сказанное словно проиллюстрировало смутное положение о том, что страна проваливается в натуральную архаику, эту самую древность. Когда есть героическое прошлое, тяжелое настоящее (которое надо преодолеть, опираясь на героическое прошлое) и совершенно непонятное, неопределенное будущее.
Какой будет страна? Куда она идет? Камо грядеши, Россия? Надо бы поискать ответы и на эти вопросы. А то в самом деле докатимся до ссылок на мифологию древних австралийцев и папуасов.

Journal information