В одном из предыдущих постов, выпущенных в общий поток рассуждений о глобальном изменении политики и экономики в стране и мире из-за коронавируса, я указал на резко повысившуюся роль медицины. Для которой придется существенно увеличить долю в бюджете.
При мысли о медицине сразу, автоматом, вспоминается образование. На развитие которого тоже нужно увеличить долю ВВП, отраженную в бюджете. Кстати, в консолидированном бюджете, вместе с региональными, доля и медицины, и образования выглядит куда внушительней, чем в федеральном. Но, по общему мнению, которое выражается в критике оптимизации и текущего состояния того и другого, недостаточной.
Если не считать образования в области подготовки врачей, остальные заделы в этой области на будущее могут в нынешней ситуации показаться несущественными или просто подождать. Но тут вступает другой фактор, который именно сейчас звучит в полный голос наравне с коронавирусным - глобальное падение цен на нефть.
Ваш покорный слуга еще писал, что для нашей страны настало время нефтяных страданий, когда ее экономика должна коренным образом измениться. Альтернатива - медленное и унылое погружение в бедность, иногда перемежаемое авантюрами. На которые интересно смотреть со стороны, но которые далеко не всегда дают результат.
В обыденном сознании есть мнение, что Россия очень богатая страна. Даже самая богатая на планете. Богата же она своими сырьевыми запасами - нефтью, газом, металлами и т. д. Это ее главное богатство, первый
При этом упускается из виду, что получать деньги за продажу сырья можно только при наличии богатого покупателя, то есть тех самых стран "золотого миллиарда". В которые мы, то есть наша элита, прокладываем нефте- и газопроводы, а потом удивляемся, что они, трубопроводы, не всегда востребованы, а некоторые враги ухитряются запретить строить.
Можно, конечно, проклинать врагов и строить им козни. Но пандемия коронавируса поставила вопрос ребром - денег от нефти и газа теперь на всю страну не хватит железно. В том числе на содержание тех же медицины и образования, а также обороны, безопасности и государственного аппарата.
Отсюда должен появиться спрос на второй капитал России. Это индивидуальный и коллективный ум ее лучших представителей - ученых, инженеров, экономистов, философов, даже, страшно сказать, политиков и государственных служащих. Тот самый человеческий капитал, про который не так давно жужжали высшие деятели. И даже что-то отразилось в нацпроектах.
Но теперь придется пойти на более радикальные меры. Во главу угла поставить, как значится на первой обложке: НАУКУ, ОБРАЗОВАНИЕ и ТЕХНОЛОГИИ. А оборону, госбезопасность и госаппарат очень серьезно урезать в расходах. Потому что развитие экономики и увеличение прибавочной стоимости и прочего ВВП должно быть обеспечено необходимым условием - развитием образования, поставленным во главу угла.
Как конкретно это делать, я не скажу (читайте умные книги). Если же критики возразят, что без обороны, безо и аппарата никак нельзя, враги съедят и все такое, замечу: в настоящее время оборона, безо и аппарат скорее способствуют тому, что называется утечка умов. Поскольку высокообразованные люди хотят, чтобы государство не относилось к ним как к расходному материалу, ему, государству, придется серьезно поджаться в своих аппетитах. В противном случае они просто уедут, что уже и делают. Может такова нынешняя политика, но куда она ведет, я уже написал.
Journal information