
На исходе каникул наткнулся на две статьи по интересной теме. Одну написал известный дизайнер-блогер, другую - писатель-фантаст, тоже один из самых известных.
Артемий Лебедев в краткой заметке поведал, что художественная литература умерла, по крайней мере он давно уже ее не читает. Зато из ее... гм... компоста родился миллион новых форматов, которые публика читает, смотрит и вообще потребляет.
Писатель Сергей Лукьяненко тоже коротко обрисовал эволюцию писателя и его читателя - от поглотителей художественной литературы, какую удастся достать, до тех, кто читает исключительно о вампирах, или "Звездных войнах", или попаданцах, короче в рамках даже не поджанра, а какой-то полюбившейся микровселенной.
Статью Лукьяненко заметили в Росбалте и тоже в форме беседы с известными критиками написали о том, как писатели становятся непритязательными, а читатели невзыскательными.
В общем, получился такой общий манифест о эволюции или деградации литературы, культуры и художественного книгоиздания впридачу. А также общества и его членов в отдельности.
Я со всем этим даже не спорю. Потому что я и есть такой читатель-потребитель. Когда-то буквально глотавший все казавшиеся интересными книги, которые удавалось достать.
Правда, из списка Лукьяненко я, к стыду своему, не читал значительно больше половины. Но вопросом "что ваше любимое у Цвейга, который Стефан", меня не удивить. И "Нетерпение сердца", и рассказы из "Звездных часов человечества", и "Магеллан", и "Мария Стюарт", и "Шахматная новелла" очень даже запомнились.
И это в том числе и потому, что я любил перечитывать. Все-таки совсем уж быстро глотать и тут же переходить к следующей книге не получалось. Поэтому, скажем, Драйзер или "Сатирикон" в мой список не попали, а вот из Ильфа и Петрова или Сервантеса когда-то запоминались целые отрывки.
А в нынешнее время я медленно читаю один жанр, например тот же фэнтези, причем один длиннющий цикл на эту тему. в любое время могу прерваться и не читать, и особых неудобств не испытываю.
Есть также книги нон-фикшн, но с таким же успехом я мог бы лазить по сайтам авторов этого направления, которые они в своих книгах и указывают, вплоть до просмотра их блогов на Ютубе.
Можно долго говорить, почему так получилось, в заметках Темы и Лукьяненко это есть. И миллион новых форматов, от кино и всяких перформансов до компьютерных игр и соцсетей, каких раньше не было. И невероятно усилившийся информационный поток. Добавлю еще старение общества и цивилизации, а также то, что когда-то давно Константин Леонтьев называл упрощением и уравниванием, а Лев Гумилев - нашествием субпассионариев или вроде того.
Вот такая грустная ситуация. Вопрос, изменится ли она когда-нибудь или человечество смирится с тем, что художественная литература и книга ему в общем и не нужна. Об этом можно только гадать.
Например, что безусловный базовый доход, о котором много говорят в последнее время, обеспечит массам столько свободного времени, что кусочек его можно будет употребить и на чтение.
Journal information