Недавно был и есть такой медицинский кризис, о котором захотелось написать. Все-таки ваш покорный слуга хоть и не врач и не чиновник, но к медицине тоже имеет отношение. Как потенциальный, а иногда и реальный пациент.
Кризис, признаками которого стали угрозы и попытки некоторых медиков уволиться целыми группами и отделениями, привлек даже внимание президента. Который провел совещание в Кремле по поводу медицины. С профильными министрами, чиновниками и общественностью.
О совещании я прочитал в основном то, что на нем президентом был рассказан давно известный анекдот про бабку и юриста, а также выдвинута странноватая идея о создании медицинских студенческих отрядов по образцу советских строительных студотрядов.
Покопавшись в разных статьях, нашел наконец "красную нить" совещания - о первичном звене медицинской помощи, то есть участковых терапевтах, и о недофинансировании.
Про первичное были обещаны меры, и что правительству дадут поручение эти меры разработать. Получится ли их этого что-то путное, неясно, поскольку попытки поднять медицину в прежние годы успехом, судя по нынешнему кризису, не увенчались.
Не сработали и национальный проект по здравоохранению, и майские указы 2012 года, по которым зарплата врача (или доход?) должны были составить 200 процентов средней зарплаты (дохода?) по региону.
Я как-то попытался выяснить у знакомого врача в Москве с четвертьвековым стажем, соответствует ли его доход двойному среднему по Москве. В итоге после долгих расспросов на нервных тонах выяснилось, что получает он с окладом, премиями и надбавками примерно столько, сколько средний доход москвича и составляет, а не вдвое выше. Правда, результат был ну очень примерный - каков этот доход, мы тоже определяли по куче информации, иногда сильно различающейся.
А он работает в весьма известной больнице, хоть и не относящейся к 4-му главному управлению Минздрава или как там это сейчас называют.
Про недофинансирование же оказалось, что президент знает, о чем речь. И сам посетовал, что в других странах на медицину и здоровье тратят больший процент ВВП, чем у нас.
При этом он разъяснил причину. Дело в том,
Цитата оттуда же: "То есть, берут со всей экономики, с граждан и перераспределяют туда. Готовы ли мы сейчас резко повысить налоговую нагрузку и к чему это приведет? Это такая очень тонкая сфера".
А какая у нас налоговая нагрузка, подумал я и опять покопался в источниках и статьях.
Если взять просто работающего гражданина, то он платит 1) подоходный налог НДФЛ в 13 процентов; 2) через работодателя пенсионный взнос 22 процента плюс на медицину 5,1 и на социальные пособия 2,9, итого 30 процентов; 3) налог на добавленную стоимость примерно в 10 процентов (это если больше на еду тратит, а не одежду и прочую технику, где он 20. У меня тут чек из Ашана на 6 тыс. с лишним, из них 700 рэ НДС и есть, так там написано - 404 рэ на 20-процентный налог и 307 на 10-процентный).
Итого получилось 53 процента. Это если не считать налоги на собственность, транспортный и прочие в таком духе.
Почему же у президента 28, а не 53? Похоже, пенсионные взносы в этот совокупный налог в выступлении президента не вошли. А зря, между прочим. Не знаю, входят ли они в налоговую нагрузку в Германии, Франции и Бельгии, но у нас я бы его туда включил. Тем более после повышения пенсионного возраста.
Это не считая того, что кое-какие резервы есть и без повышения налогов. Их даже отчасти и задействуют - обещал же президент это самое повышение процента ВВП на медицину уже в следующем году.
Другое дело, что надо больше и еще больше. Иначе останутся обещания медицинских стройотрядов для оставшегося населения.
На фото не день открытых дверей в психиатрической лечебнице, а просто эпизод прошлогоднего фестиваля Игромир. Но саму игру сын не вспомнил, сказал, что может это акция какая-то.
Journal information