Недавно я написал про то, как намекнул на одном форуме, что наплыв жителей в Москву попахивает национальной катастрофой. И мне возразили, что это обычный процесс типа социального лифта - рыба ищет где глубже и так далее.
А я тогда был еще под впечатлением беседы в "Новых Известиях" с архитектором Кротовым, который и рассказал, что разбухание Москвы ни к чему хорошему не приведет, и любой город, как живой организм (если не планктон какой-нибудь или кто там вечно растет), имеет пределы роста.
Я не архитектор и могу судить с точки зрения жителя Москвы. Но во время споров всплыл еще один интересный момент. А именно - как это "развитие" в виде наплыва смотрится с точки зрения геополитики, международной политики и, не побоимся этих слов, национальной безопасности. О которой заботятся все люди при силовой должности, от президента до школьного охранника (это из разговоров меня с ним).
О политике вообще и геополитике в частности очень многие любят поговорить, это универсальная тема. Даже ваш покорный слуга любит, при том что Хантингтона и Бжезинского он пока не читал, не говоря о том немце, который был одним из главных ее основателей и чье имя пришлось искать в Инете (Хаусхофер).
Но мы не будем углубляться в классику, мы просто поглядим на ситуацию.
Ситуация такая - мы бросили вызов могущественным США и всему западному миру. Он на нас зол и хочет извести. Ну так принято считать, и не без оснований - вон в их сенате опять санкции придумывают.
И при этом тот же Кротов упомянул в интервью то, что постановили на Московском урбанистическом форуме - Москва станет гигаполисом, встроенным в мировую экономику.
Это как вообще совпадает, интересно?
То есть либо Запад нам не враг, либо он скрепя сердце (или скрипя сердцем) примет столицу враждебного государства в мировую экономику. Напоминает давнее изречение классика: "Буржуи сами продадут нам веревку, на которой мы их и...".
А если Запад все-таки враг? Тогда он запросто может сделать жизнь в этом выстроенном гигаполисе невыносимой. Как в свое время некие
Другое дело, если на обезлюдевших пространствах некогда великой страны развернутся оснащенные по последнему слову техники (отечественной, кстати - мы же про геополитику) агрохолдинги, которые и будут снабжать агломерации и гигаполисы (че-то слова какие-то не нашенские). Но это пока из области мечт.
А если рассуждать не про снабжение, а про горячую войну, которой нас некогда напугал сам Владимир Владимирович? С этой точки зрения стягивание населения в Москву и несколько агломераций вообще стратегическая ошибка. Которая хуже преступления.
Но мы не будет живописать ужасы. Мы посмотрим на третий, после снабжения и
Но если население стянется в агломерации, а территория останется опустевшей, то рано или поздно на каком-нибудь мировом форуме могут спросить: А вы точно великая держава? А то у вас тут территории большие и пустые, а народ теснится, как в Японии. Может это лишние территории? (см. Тэтчер, Олбрайт и Ко).
Вот как-то геополитически так. А, да - пример страны, где большие пустые территории, есть, это вторая страна по величине в мире. Но вот великой ее не называют почему-то.
ЗЫ. На фото нагромождение веток, на мой взгляд, характеризует настроение высших умов по поводу вот таких геополитических неожиданностей. А на самом деле это просто уголок Пражского зоопарка.
Journal information