И не только культурный. Он также социальный, экономический и даже политический феномен. Это я могу сказать точно. Все-таки поездил в нем немало.
На неделе, а именно во вторник 11 декабря, в московском метро случилось чрезвычайное происшествие. Именно - сбой на двух линиях, увеличение интервалов движения поездов в самый час пик, толпы народа на платформах и в переходах, давка, толчея и т.п. Чудом никто не пострадал. Вот можно посмотреть фотки, спасибо френду
Когда я часто ездил в метро, то не раз видел и увеличение интервалов, и толпы на платформах. Редко, но бывало. Портилось оборудование, попадал не туда шебутной пассажир или еще какая была причина.
Но у недавнего коллапса есть две интересные особенности. Ранее мне не встречавшиеся.
Во-первых, сбой был не одной линии, а на двух. Причем самых загруженных - Замоскворецкой ("зеленая" ветка) и Таганско-Краснопресненской ("фиолетовая"). Пересекаются они в одном из самых центровых мест Москвы, под Пушкинской площадью.
Можно представить, что линии метро - это сообщающиеся сосуды, а поток пассажиров вроде как жидкость. Но чтобы затык на одной линии вызывал проблемы на другой, я не припомню. Если, конечно, это не совпадение - затор на двух линиях разом.
Ну а вторая особенность - причина сбоя, которую объявили в метрополитене и которая тут же была разнесена по сетям. Причина - пассажиры удерживали двери, и пришлось поезд остановить, несознательных, как и сознательных, пассажиров высадить и начать в самый час пик проверять двери и механизмы.
Удерживающих двери пассажиров я видел, как правило, в пригородных поездах. Но ради развлечения они это делали редко. В основном было так - некая группа либо семья опаздывает, самый быстрый вбегает в тамбур и держит двери руками и ногами, ожидая, пока прибегут остальные.
А вот почему пассажиры удерживали двери в метро? Если все знают, что через минуту все равно подойдет следующий поезд.
Рабочая гипотеза такова. К платформе подходит уже заполненный, даже забитый под завязку поезд. Ждущие на станции не хотят дожидаться следующего, им надо на работу ехать. К тому же они резонно предполагают, что следующий заполнен в той же степени, весьма высокой.
Люди с платформы стараются втиснуться в поезд, и в результате многие застревают в дверях. Двери не могут закрыться, и рано или поздно срабатывает сигнал, и далее по инструкции - следует объявление, высаживаются пассажиры, проверяются механизмы. А снаружи в метро вливаются все новые и новые потоки.
Конечно, такое случается не каждый день (пока). Но само ЧП симптоматично. Оно совершенно четко свидетельствует - Москва перенаселена.
А это перенаселение усугубляется сегодняшним буйством застройщиков и, как медленно, но верно выясняется, задуманной отнюдь не в интересах москвичей программой реновации.
Решат ли проблемы новые, быстро вводимые станции и линии метро, неизвестно. Для этого нужны расчеты, которые никто не предоставляет.
А пропускная способность одной линии метро имеет свои пределы - поезда не могут ходить с интервалом в десять секунд, им время нужно. То есть тянуть линии в чистые поля и застраивать их человейниками - не решение проблемы, а ее усугубление. И к чему все это приведет - можно представить.
Journal information