
Если бы меня грубо растолкали среди ночи гипотетические вооруженные фанатики урбанизма и спросили в лоб - какую улицу Москвы ты считаешь центровой? - я бы, еще толком не проснувшись, ответил: Тверскую. Потом я, когда сектанты, будучи галлюцинациями, испарились, пытался спросонья сообразить, что, собственно, понимается под понятием "центровая улица".
Когда-то давно читал некие сведения, например, в газетах типа "Вечерней Москвы", что в каждом более-менее крупном, а иногда даже и маленьком городке есть центровая улица. Это такое место, где после работы и в выходные местное население выходит гулять и проводить свой досуг. Парни и девушки перестреливаются глазками, почтенные отцы семейств занимают окрестные кафешки для бесед, детишки под присмотром мам рассыпаются по прилегающим скверикам. И даже местная гопота, зыркая золотыми зубами (как же давно я это читал), пристает к прохожим лениво и милостиво, без рукоприкладства. Да даже и почти не пристает, благо блюстители порядка где-то рядом и своих подопечных знают наизусть.
Естественно, центровая улица должна быть поблизости от центра города, и в то же время машинок там должно быть поменьше, а пространства для людей побольше. Тверской с ее многополосной проезжей частью не очень с этим везло. Сейчас же она вообще на ремонте, и проводить досуг там несколько затруднительно. Вот потом да, но это будет потом. На роль центровых также претендуют Старый и Новый Арбат, но они от центра все же подальше (причем последний сейчас тоже вовсю ремонтируют).
Ну а я, перебирая апрельские фотки, рассматриваю небольшую улочку в самом центре, ведущую к Новой площади (на первой фотке), от которой до Красной площади рукой подать.


Ну и кто там бывал, уже по второй фотке понял, что речь о Маросейке. На которой есть относительно широкий трутуар, низкоэтажные старинные дома, много кафешек и магазинчиков, а также указатели к местным достопримечательностям.

Тротуарчики, правда, узковаты местами. Зато есть новомодные велопарковки. Правда, кататься тут на велосипедах - занятие не для слабонервных.

А вот машинки на тротуар ставить не очень хорошо, они мешают прогуливающимся. Но для кого-то сделали исключение - все же центр города, где много богатых и влиятельных, да и местным жителям дали какие-то льготы на платную парковку. Это, кстати, уже Покровка, в которую перетекает Маросейка.


Есть и скверики по бокам, хотя, честно говоря, их маловато. Где-то там во дворах школа 612, где я проучился седьмой класс.

К некоторым скверикам надо пройти по переулочкам.

Интересно, что движущихся машин было маловато (я гулял в выходной).


А вот гуляющих и не особо торопящихся людей хватало. Наверно, тогда мне и подумалось про центровую улицу. На широких частях тротуара можно вынести летние столики...

Ну вот мы и вернулись на Новую площадь и смотрим на башню Северного страхового общества, ныне, как насерфил, приемная президента.

Конечно, все это сказано с огромной долей условности, потому что Москва крепко велика (хотя и в огромно Нью-Йорке есть Бродвей). Читал ведь и про то, что центровые улицы хорошо приживаются в курортных городках, которые небольшие, и ехать за тридевять земель на метро, чтобы просто пройтись и посидеть в кафе, там не нужно.
Ну и назначишь улицу центровой сверху от лица высшей власти нельзя, только жизнь решит, будет она местом для досуга или основные потоки гуляющих станут обходить ее стороной, несмотря на усилия властей. А может и благодаря им - гулять по улице, которую перекапывают каждый год, не особо хочется.
Journal information