?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Давненько я перепостов не делал, это была моя принципиальная позиция неохота мне их было делать, словно сам не могу ничего путного изобразить. Но этот пост мне понравился, тем более в последнее время с удовольствием рассматриваю московскую архитектуру. Испытывая при этом ощущение, словно все когда-то видел и одновременно вижу впервые.

Вот и в данном посте все без исключения дома на фотках я определенно видел. И наверняка не один раз. А назвать сходу могу только Большой театр, Исторический музей и ЦУМ. Что, скажем прямо, не очень хорошо. Характеризует лень и нелюбопытность.

Конечно, вряд ли это самый точный и исчерпывающий классификатор, но на первый момент сойдет. А шероховатости, неточности и прочие пробелы можно будет потом выправить, при желании.

Оригинал взят у gosh100 в Как определять стили московской архитектуры
Хочу составить короткий и простой классификатор, который позволит быстро разобраться в типах московских зданий.
И не только московских, в принципе это будет применимо в любом старом российском городе.
Понятие стиля я буду использовать в том виде, который почерпнул на лекции в музее архитектуры им Щусева.
А именно - это совокупность архитектурных свойств, присущих зданиям конкретной эпохи и получивших международное распространение.
Из этого определения вытекает, что локальные московские стили (типа сталинского ампира или нарышкинского "барокко") мы здесь не рассматриваем пока.

Список стилей я ограничу таким упрощенным перечнем - в порядке их хронологии:
1) барокко (1710-1770)
2) классицизм (1770-1830)
3) эклектика (1830 - 1890)
4) модерн (1890 - 1918)
5) конструктивизм (1925-1935)
Здесь надо понимать что никогда искусство не укладывается в жесткие схемы, так что приводимые даты, названия и методы довольно условны.  Далее классификацию уже можно бесконечно уточнять и расширять.
Но для начала такая схема годится для подавляющего числа московских стилевых зданий, как легко усваиваемый, запоминающийся костяк. Повторю, что все здания начиная со "сталинизмов" в этот определитель не включены.

Зачем вообще это нужно, в архитектуре разбираться, стили всякие определять?
А это способ повысить качество жизни, который заключается в системном изучении мироустройства и последующих развлечениях, вытекающих из новых знаний. Стоит только начать - потом не остановишься. Попробуйте.  И оно ведь все на виду и применимо  всегда - просто передвигаешься по городу и постоянно играешь. Стоишь в пробке и развлекаешься. Ходишь по улицам - и тоже развлекаешься.
Можно друзей в компании поражать и развлекать точно угадывая возраст здания, можно себя удивлять всякими находками. Есть и другие бонусы в виде например лушчего ориентирования в городе или появления в картине знаний опорных точек для усвоения истории.

Итак, поехали. Вот видим мы здание и задаем себе вопросы

1) Есть ли в здании элементы древнегреческого храма (треугольник или балка, опирающиеся на характерные колонны) ?

IMG_1483
По-научному это называется - ордерная архитектура.

Если есть, сразу вычеркиваем модерн и конструктивизм. То есть это барокко или классицизм.
Идем к пункту №2.

Нет ордеров?

Тогда смотрим, есть ли на здании хоть какие-то украшения. Если нет ни одного украшения вообще, это конструктивизм.

Принципиальный необходимый признак конструктивизма - полное отсутствие декора, функция которого выполняет конструкция здания, разнокалиберные окна и  пересечения/сочетания простейших форм (обычно "брусков" и цилиндров). Цвета у конструктивистских зданий чаще всего серые, белые, кирпичные - по цвету стройматериала. Очень характерная фишка конструктивизма - ограда на крыше. Как правило здания заметно ассиметричные.

IMG_3095

Если украшения есть (и много!) - то это модерн.
Настоящий, чистый модерн, как новое искусство, провозглашает полный отказ от исторических элементов и обращается к природным мотивам.  Т.е. он принципиально отрицает классическую ордерную архитектуру, поэтому там не может быть древнегреческих/римских элементов и прочих историзмов.
IMG_1308-2

Для московского модерна характерно  применение мозаичных панно, фигурных решеток и различной лепнины.
Окна и особенно оконные переплеты часто имеют сложные, фигурные формы.

IMG_7277


2) Теперь надо разобраться где барокко, классицизм или эклектика

Если здание имеет асимметрию или ломаные фасады с карнизами, то это точно не классицизм.

Здание в стиле классицизма всегда чем-то похоже на греческий храм, составлено из строгих плоскостей и обязательно строго симметрично.

1024px-Moscow_05-2012_Bolshoi_after_renewal
Хотя строго говоря, в Москве подавляющее большинство классицистических зданий представлено его разновидностью - ампиром.
Для ампира характерна желтая покраска и торжественно-пафосная лепнина.

Как узнать барокко?
Необходимый признак барокко - сильно выдающиеся и "изломанные" (раскрепованные) карнизы, повторяющие так же изломанные плоскости фасада. Практически все здания в стиле барокко их имеют.

Еще очень характерны сдвоенные колонны

IMG_4611

IMG_7316

Цвета у барочных зданий обычно зеленые или красные


3) Остался еще один хитрый тип зданий, который часто маскируется под другие стили и к нему сложно применить правила для определения.
Там могут быть ордера как в классицизме или барокко, а могут быть растительные орнаменты или даже древнерусские украшения.
Готика, арабика - все что угодно.
А на самом деле это эклектика

Иногда, чтобы отличить эклектику, нужно знать характерные элементы разных стилей и эпох.
Бывает что это почти точно классицизм, но что-то, какие-то детали выдают анахронизм.

В любом случае, даже если в здании применен очень точно какой-то стиль, но он не соответствует данной эпохе - это тоже эклектика, точнее ее разновидность - историзм.

Для Москвы очень характерны два вида эклектики: во-первых, псевдорусский стиль.
В принципе же понятно что это ну никак не древнерусский терем? ;)

Państwowe_Muzeum_Historyczne_w_Moskwie_01

И псевдоготика - а это явно не готический собор, хоть и похож. Вот так и понимаешь что перед тобой эклектика.

7278051

Хотя по большому счету в Москве есть эклектика всех видов и направлений.
Собссно, большинство стилевых зданий в Москве - это эклектика.
Если не дореволюционная, то сталинская.

Вопросы, замечания?

Posts from This Journal by “архитектура” Tag

  • Небоскребы на Красной Пресне

    В прошлую субботу 25 ноября довелось заглянуть в район станции метро Улица 1905 года. Не просто так - был интерес. Началось все с того, то еще…

  • Кубические бунинские луга

    Увидев этот плакатик в Коньково, на улице Профсоюзная, я сперва хотел его всячески обстебать. Не, в самом деле - что это за "луга"…

  • Статуи Старого Арбата

    Посетив фестиваль "Времена и эпохи" на Новом Арбате, мы отправились на известную пешеходную улицу Старый Арбат. Когда-то на ней было…

promo blaster2009 august 23, 00:00 82
Buy for 10 tokens
Приятно наблюдать, как высокопоставленный элитарный чин начинает волноваться, глупо шутить и бегать по потолку. Особенно если лично ты желаешь ему поскорее провалиться сквозь землю, которую он перекопал. Это я про мэрскую реакцию на недавно появившуюся в информпространстве концепцию переноса…

Comments

( 23 comments — Leave a comment )
zazerkaliya
Feb. 6th, 2016 07:59 pm (UTC)
Псевдоготика - это сильно...
blaster2009
Feb. 6th, 2016 08:27 pm (UTC)
Почти готический цумский собор, типа храм торговли:-)
zazerkaliya
Feb. 6th, 2016 08:30 pm (UTC)
Да))
a_tushin
Feb. 6th, 2016 08:01 pm (UTC)
интересный обзор с хорошими примерами
blaster2009
Feb. 6th, 2016 08:28 pm (UTC)
Да, вот и меня увлек...
numach
Feb. 7th, 2016 04:30 am (UTC)
Интересно
blaster2009
Feb. 7th, 2016 01:18 pm (UTC)
Ага, причем хорошо смотрится, доходчиво.
anton_i_masha
Feb. 7th, 2016 06:46 am (UTC)
Теперь буду знать)
blaster2009
Feb. 7th, 2016 01:20 pm (UTC)
Знание - сила!:-)
glavmech
Feb. 7th, 2016 08:15 am (UTC)
Многоликая Москва.
blaster2009
Feb. 7th, 2016 01:21 pm (UTC)
Да, многоэпохальная даже:-)
luka832
Feb. 7th, 2016 10:33 am (UTC)
Познавательно и метко:-)
blaster2009
Feb. 7th, 2016 01:23 pm (UTC)
Точно... и в голове уложилось:-)
kromni
Feb. 7th, 2016 03:37 pm (UTC)
Полезный пост. Еще раньше был ренессанс, до него готика, до него антика, до него пещеры и хижины, но это не в Москве уже)))
blaster2009
Feb. 7th, 2016 04:10 pm (UTC)
В Москве до всего этого была допетровская эпоха, хотя и у нее есть разделы и градации. А в мире да, ренессанс и т.д.
kromni
Feb. 7th, 2016 04:49 pm (UTC)
Я знаю. Русский стиль называется. Но в его градациях я совсем не силен. Да и воообще любитель в архитектуре, хоть и внук и племянник архитекторов)
blaster2009
Feb. 7th, 2016 07:35 pm (UTC)
Некоторые любители могут близко к профессионалам подойти, особенно если у них такой опыт описания, да еще и гены:-)
kromni
Feb. 7th, 2016 08:45 pm (UTC)
И еще любитель свободен, а профессионал наемник. Но это к данному случаю не относится.
blaster2009
Feb. 8th, 2016 08:01 am (UTC)
Мы такого автора издавали как-то, он по профессии химиком был, но увлекся архитектурой и стал таким асом, что профессора у него консультировались... а умер молодым совсем:-(

http://urss.ru/cgi-bin/db.pl?lang=Ru&blang=ru&page=Book&id=124204
kromni
Feb. 8th, 2016 08:33 am (UTC)
Отличная книга, я бы почитал. Если тут, на Адриатике я более-менее научился распознавать стили по признакам, то в России для меня достаточно трудновато пока. Везде свои особенности.
blaster2009
Feb. 8th, 2016 08:49 am (UTC)
Это да, особенностей хватает. Ну да учиться никогда не поздно, тем более если это приятно:-)
tamarapravdina
Feb. 7th, 2016 06:45 pm (UTC)
Очень хорошо и наглядно разъяснили про стили архитектуры. Будем знать теперь.
blaster2009
Feb. 7th, 2016 07:35 pm (UTC)
Да, это меня и притянуло - краткость и наглядность.
( 23 comments — Leave a comment )

Profile

я
blaster2009
blaster2009

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Рейтинг блогов

Рейтинг блогов

Рейтинг блогов


Тиц и pr сайта






Invalid video URL.
Powered by LiveJournal.com