Челябинск в переворачивающем обыденные представления интернет-пространстве зачастую считается городом суровых мужиков, которые с металлом на короткой ноге. И вот оттуда пришла интересная лингвополитическая новость. А именно - в СМИ обсуждается запись подслушанного разговора вице-губернатора области с местным предпринимателем.
В разговоре чиновник потребовал от бизнесмена два дорогих джипа. При этом область была отмечена нецензурным словом, обозначенным в заметке как "подвергшейся сексуальному насилию". Обозвал ее в сердцах, как ни странно, не тот собеседник, от которого машины потребовали (хотя его можно понять), а тот, кто требовал. Его, правда, тоже понять можно - похоже, дороги в подведомственной области, несмотря на выделяемые на их ремонт деньги, далеко не сахар. Может и не так, как на картинке, но явно не автобаны.
На эту тему, как отмечено в конце статьи, успел высказаться даже Кремль устами медийной личности Пескова, который сказал, что подслушивать нехорошо.
Подумалось, так сказать, о двух аспектах проблемы. Еще со времен чтения форумов газеты "АиФ" заметил, что о провинции там часто высказываются не очень лицеприятно, называя ее города каким-нибудь некрасивым обобщенным словом. Например, Урюпинск (это еще ничего, даже ласково), Мухосранск (это уже хуже), Зажопинск, Черезногузадерищенск и дальше уже кто как изощрялся.
Причем часто это делали участники, сами там живущие, и у которых это срывалось с виртуальных уст как-то естественно, как у персонажей, которые "матом не ругаются, они на нем разговаривают". Вот не знаю, это особенность русской разговорной речи ввиду непростой истории или в самом деле провинция в таком безнадежном и бесперспективном состоянии, что иначе о ней высказываться не хочется. По крайней мере в смысле дорог.
А когда так высказываются управляющие кадры, это уже серьезно, это туши свет и сливай воду. Такие кадры вообще-то надо менять. Ну не видит человек перспектив, что с ним еще делать?
Второе - о том, что нехорошо подслушивать. То есть в принципе это нехорошо. А практически может тоже нехорошо, но очень даже выгодно. Теперь открыто тронуть бизнесмена, выложившего сей разговор, будет непросто, и останется что-то лепетать про частную охранную фирму, занимающуюся шантажом. По крайней мере завершить свои дела и свалить оный бизнесмен успеет. Раз уж не сложилось.
Более того, даже высказавшийся Кремль будто бы принимал решения благодаря подслушанным разговорам. По крайней такие предположения уместны в отношении истории с Крымом. Многие бы, наверно, приняли крутые меры, если бы послушали разговор видных западных чиновников на тему "мы назначим нашего человека, ЕС фак, а Россия вообще никто и звать никак".
Так что вряд ли указание Пескова воспримут как руководство к действию. Но интересно, станут ли следить за языком (слово-то, оно не воробей) или нас ждут новые лингвополитические открытия?
Journal information