Интересный в числе прочего тем, что в нем в конце каждого параграфа есть две группы вопросов и заданий. На первую группу можно спокойно ответить, если прочитал параграф.
А вот чтобы ответить на вторую, знаний из параграфа уже не хватит. То есть их вообще в нем нет. Надо либо искать знания где-то еще, например в Интернете, либо выполнять целые работы, так называемые творческие задания. С привлечением, надо полагать, пап, мам и прочих родственников. Неплохо будет, если среди них окажется минимум кандидат исторических наук.
Конечно, многие из этих вопросов предлагаются на обсуждение всему классу. В принципе из тех знаний, что содержатся в параграфе, можно вывести и ответы на "незапараграфированные" вопросы. Но это надо очень сильно мыслить логически. Есть шанс, что коллективный разум класса с помощью руководящей и направляющей мысли учителя на эти вопросы ответить сможет. Так что в этом смысле вопросы хорошие и правильные - будят творческую мысль, развивают логически-историческое мышление.
Но нам конкретно не повезло: ребенок приболел и сидит дома, а домашние задания по Интернету приходят (во прогресс! то ли в наше время - болеешь и кайфеешь). Их надо делать - вот мы и делаем.
Пришло задание ответить на вторую группу вопросов по параграфу 9: Междуречье: рождение цивилизации.
Вопрос первый простой: Почему древние города-государства возникали на берегах рек?
В учебнике написано только, что древние города-государства возникали на берегах рек. И это все. Но мы легко додумались - людей в городе много, им надо элементарно водички попить,
Вопрос второй: Обсудите в классе: почему с возникновением государства традиции и обычаи уже не могли обеспечивать порядок в обществе и правители стали издавать законы?
Тут уже папа зачесал репу, поскольку коллективного мозга класса с руководящей и направляющей мыслью учителя под рукой не было. Пришлось даже глянуть в Интернет, чтобы как-то упорядочить то, что первое пришло в голову - общество стало сложнее, чем племя в лесу, появилась частная собственность, увеличилось число споров-раздоров и понадобилась новая система управления - государство, которому удобнее управлять с помощью законов, пусть даже выбитых на камне товарищем Хаммурапи. В общем, с грехом пополам расписали.
Вопрос третий: Подумайте, почему правители Шумера опирались не на родовую знать, а на чиновников.
Вот это был полный отпад - даже не представляю, как мысль учителя справится с таким вопросом. Хорошо, что в свое время ваш покорный слуга через известную книгу Михаила Восленского "Номенклатура" ознакомился с гипотезой историка Карла Виттфогеля о "гидравлических" обществах. Вкратце - для проведения сложных ирригационных работ, а также строительства пирамид, дворцов и храмов требуется мобилизация всех сил общества, что проще сделать посредством государства и назначенных им чиновников.
Правда, Виттфогель не дал ответ на вопрос, почему подобные работы, например, в Голландии и Италии не привели к возникновению "гидравлических" обществ. Ну да мы в такие выси уходить не стали. Мы это сделаем, если нам вдруг кандидатскую писать понадобится.
А пока просто выписали - мол, правителям Шумера надо было проводить большие строительные работы, а это проще сделать через чиновников, а не своевольную и нахальную родовую знать.
В мои школьные годы у нас был классический учебник по истории Древнего мира с изображением триумфальной арки в Пальмире. Недавно эту арку взорвали новые вандалы из ИГИЛ (запрещенного в России - блин, оказывается, если вы СМИ, надо обязательно к каждому упоминанию ИГИЛ писать, что она, или оно, или он запрещено в России. А то будут неприятности по закону о СМИ. Хорошо, что я еще не СМИ). Пичалька, короче. А пока в качестве КДПВ выставляю арку из древнего города Мира в Анатолии, снятую, между прочим, собственноручно.

Journal information