?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Проходим с сыном историю Древнего мира. Учебник интересный такой (Уколова В.И., Маринович Л.П. История Древнего мира).

Интересный в числе прочего тем, что в нем в конце каждого параграфа есть две группы вопросов и заданий. На первую группу можно спокойно ответить, если прочитал параграф.

А вот чтобы ответить на вторую, знаний из параграфа уже не хватит. То есть их вообще в нем нет. Надо либо искать знания где-то еще, например в Интернете, либо выполнять целые работы, так называемые творческие задания. С привлечением, надо полагать, пап, мам и прочих родственников. Неплохо будет, если среди них окажется минимум кандидат исторических наук.

Конечно, многие из этих вопросов предлагаются на обсуждение всему классу. В принципе из тех знаний, что содержатся в параграфе, можно вывести и ответы на "незапараграфированные" вопросы. Но это надо очень сильно мыслить логически. Есть шанс, что коллективный разум класса с помощью руководящей и направляющей мысли учителя на эти вопросы ответить сможет. Так что в этом смысле вопросы хорошие и правильные - будят творческую мысль, развивают логически-историческое мышление.

Но нам конкретно не повезло: ребенок приболел и сидит дома, а домашние задания по Интернету приходят (во прогресс! то ли в наше время - болеешь и кайфеешь). Их надо делать - вот мы и делаем.

Пришло задание ответить на вторую группу вопросов по параграфу 9: Междуречье: рождение цивилизации.

Вопрос первый простой: Почему древние города-государства возникали на берегах рек?

В учебнике написано только, что древние города-государства возникали на берегах рек. И это все. Но мы легко додумались - людей в городе много, им надо элементарно водички попить, умываться по утрам и вечерам, выращивать урожай для прокорма, также реку удобно использовать как путь для торговли.

Вопрос второй: Обсудите в классе: почему с возникновением государства традиции и обычаи уже не могли обеспечивать порядок в обществе и правители стали издавать законы?

Тут уже папа зачесал репу, поскольку коллективного мозга класса с руководящей и направляющей мыслью учителя под рукой не было. Пришлось даже глянуть в Интернет, чтобы как-то упорядочить то, что первое пришло в голову - общество стало сложнее, чем племя в лесу, появилась частная собственность, увеличилось число споров-раздоров и понадобилась новая система управления - государство, которому удобнее управлять с помощью законов, пусть даже выбитых на камне товарищем Хаммурапи. В общем, с грехом пополам расписали.

Вопрос третий: Подумайте, почему правители Шумера опирались не на родовую знать, а на чиновников.

Вот это был полный отпад - даже не представляю, как мысль учителя справится с таким вопросом. Хорошо, что в свое время ваш покорный слуга через известную книгу Михаила Восленского "Номенклатура" ознакомился с гипотезой историка Карла Виттфогеля о "гидравлических" обществах. Вкратце - для проведения сложных ирригационных работ, а также строительства пирамид, дворцов и храмов требуется мобилизация всех сил общества, что проще сделать посредством государства и назначенных им чиновников.

Правда, Виттфогель не дал ответ на вопрос, почему подобные работы, например, в Голландии и Италии не привели к возникновению "гидравлических" обществ. Ну да мы в такие выси уходить не стали. Мы это сделаем, если нам вдруг кандидатскую писать понадобится.

А пока просто выписали - мол, правителям Шумера надо было проводить большие строительные работы, а это проще сделать через чиновников, а не своевольную и нахальную родовую знать.


В мои школьные годы у нас был классический учебник по истории Древнего мира с изображением триумфальной арки в Пальмире. Недавно эту арку взорвали новые вандалы из ИГИЛ (запрещенного в России - блин, оказывается, если вы СМИ, надо обязательно к каждому упоминанию ИГИЛ писать, что она, или оно, или он запрещено в России. А то будут неприятности по закону о СМИ. Хорошо, что я еще не СМИ). Пичалька, короче. А пока в качестве КДПВ выставляю арку из древнего города Мира в Анатолии, снятую, между прочим, собственноручно.

IMG_4875.JPG

Posts from This Journal by “история” Tag

  • Исполнение желаний на Карловом мосту

    Карлов мост - одна из главных достопримечательностей Праги. Может даже самая главная. Построен во второй половине XIV века на месте другого моста,…

  • Король войны и солдат мира

    Солдат заспорил с королем: Кто старше, кто важней? Король сказал: - Давай пойдем И спросим у людей! Вот вышли под вечер вдвоем С парадного…

  • Воспоминания о полку Игореве

    В ночь накануне битвы князя Игоря с половцами случилось солнечное затмение. Затмение длилось всю ночь. Из школьного сочинения В конце мая, как…

promo blaster2009 август 23, 2017 00:00 90
Buy for 10 tokens
Приятно наблюдать, как высокопоставленный элитарный чин начинает волноваться, глупо шутить и бегать по потолку. Особенно если лично ты желаешь ему поскорее провалиться сквозь землю, которую он перекопал. Это я про мэрскую реакцию на недавно появившуюся в информпространстве концепцию переноса…

Comments

( 31 comments — Leave a comment )
bernigor
Oct. 15th, 2015 08:53 am (UTC)
Наши домашние уроки зачастую превращаются в игру Что-где-когда. Поиски, что хотел узнать автор вопроса выливаются в научный трактат)
blaster2009
Oct. 15th, 2015 09:33 am (UTC)
Обожал когда-то "Что-Где-Когда"... но в школьной программе как-то странновато смотрится. Хотя может для развития дедукции в самый раз, но утомительно:-)
(no subject) - bernigor - Oct. 15th, 2015 09:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - blaster2009 - Oct. 15th, 2015 09:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - bernigor - Oct. 15th, 2015 09:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - blaster2009 - Oct. 15th, 2015 09:55 am (UTC) - Expand
nikolay_suslov
Oct. 15th, 2015 09:24 am (UTC)
Образование историческое - самое сложное, после матмеха))
blaster2009
Oct. 15th, 2015 09:34 am (UTC)
Наверно, выпускники из других отраслей не согласятся... но я сам с мехмата, так что не удивляюсь:-)
За Науку - nikolay_suslov - Oct. 15th, 2015 10:53 am (UTC) - Expand
Re: За Науку - blaster2009 - Oct. 15th, 2015 06:40 pm (UTC) - Expand
Re: За Науку - nikolay_suslov - Oct. 15th, 2015 07:33 pm (UTC) - Expand
Re: За Науку - blaster2009 - Oct. 15th, 2015 07:48 pm (UTC) - Expand
kromni
Oct. 15th, 2015 11:13 am (UTC)
А я-то удивляюсь, почему каждый раз, когда его упоминаю, добавляют, что оно запрещено в России, а где-то еще запрещено, может быть?)))

В Италии и Голландии другие традиции были, чем на востоке, потому и не появились гидравлические государства. Это к тому, что традиции много значат, и именно из них формируются законы. Иногда, даже чаще традиция сильнее закона.
blaster2009
Oct. 15th, 2015 06:42 pm (UTC)
Я недавно узнал, в чьих-то комментах - кто-то жаловался, что надоело это упоминание хуже горькой редьки, ну ему и растолковали:-) А насчет традиций и законов интересно, я как-то думал, что закон суть настолько усложненная традиция, что ее надо записать:-)

Edited at 2015-10-15 06:42 pm (UTC)
(no subject) - kromni - Oct. 15th, 2015 06:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - blaster2009 - Oct. 15th, 2015 07:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kromni - Oct. 15th, 2015 07:16 pm (UTC) - Expand
apotapov777
Oct. 15th, 2015 08:05 pm (UTC)
Это такая установка, чтобы родители тратились на репетиторов... И всем хорошо, кроме родителей... раньше в СССР любой школьник имел программу, по которой мог поступить в любой вуз, а сейчас нужны репетиторы.
blaster2009
Oct. 15th, 2015 09:05 pm (UTC)
Ну сейчас-то рано в вуз, да и недостающее можно из Инета выудить... хотя кто знает, что дальше будет, может вправду репетиторы понадобятся.
lav_and_a
Oct. 15th, 2015 08:34 pm (UTC)
Зачем это в 5 классе, правда!?Усложняют программы, как могут.
blaster2009
Oct. 15th, 2015 09:06 pm (UTC)
Там дальше еще похлеще заметил, например рассказать про один день из жизни египетского мальчика:-)
dali88
Oct. 15th, 2015 10:11 pm (UTC)
Да, с историческими памятниками это фарс какой то(
blaster2009
Oct. 16th, 2015 06:15 am (UTC)
А там их много, в Междуречье этом и рядом... еще много чего услышим:-(
matchgirl_ru
Oct. 16th, 2015 04:44 am (UTC)
Спасибо, Господи, сегодня пятница!
Доброе утро:)
blaster2009
Oct. 16th, 2015 06:15 am (UTC)
Доброе, спасибо!!! Пятница это даааа...
tober80
Oct. 16th, 2015 06:20 am (UTC)
интересно.
blaster2009
Oct. 16th, 2015 06:25 am (UTC)
Ага... будто заново возвращаюсь в школьные годы:-)
styazshkin
Oct. 16th, 2015 07:39 am (UTC)
Да, у меня тоже был классический учебник с аркой
blaster2009
Oct. 16th, 2015 07:55 am (UTC)
Ого... долго прослужил он народу. На том, что сейчас, чернофигурная ваза... или краснофигурная, все время их путаю - красные фигуры на черном фоне, в общем.
spor_sport
Oct. 16th, 2015 05:55 pm (UTC)
очень занимательно)
blaster2009
Oct. 16th, 2015 07:32 pm (UTC)
Ну в общем да... хотя приходится подтягивать знания и родителям:-)
( 31 comments — Leave a comment )

Profile

я
blaster2009
blaster2009

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com