В бурные времена перестройки мы, тогда еще советские люди, познакомились со Всеобщей декларацией прав человека. И одним из пунктов в ней выделялось положение, что каждый человек имеет право жить где хочет, ехать куда хочет, возвращаться когда хочет, и убегать от преследования кого хочет... пардон, от того, кто преследует.
Статья 13
1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.
2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.
Статья 14
1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.
2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.
При этом в газетных статьях и выступлениях проскальзывало, как это хорошо, когда человек может съездить за границу и даже переселиться куда угодно. Чего не допускал тоталитарный совок, за что ему и надо сказать последнее "прощай".
Когда перестройка подходила к своему логическому завершению, появились граждане, решившие практически воплотить положения Декларации. Чуть не каждую неделю приходили сообщения, что некий мальчонка взял и угнал пассажирский самолет, послав экипажу записку с требованием лететь в Европу, а не то... И летели, и потом Норвегия или Голландия ломали головы, чего с этим мальчонкой делать - то ли выдать обратно в СССР, который уже перестраивается, то ли оставить.
Кого-то выдали, кого-то оставили, но особой проблемы это не вызвало, потому что мальчонок все же было немного. Другое дело граждане ГДР, которые ломанулись аж через три границы в ФРГ так, что ГДР пришлось под громкие фанфары о воссоединении быстренько демонтировать.
Тем временем наступила долгожданная свобода и в СССР, который прекратил существование, а взамен граждане получили возможность ездить и покидать. Помню, в одной газете недоуменно написали - как же пользоваться положениями Декларации, если выезд стоит просто немереного бабла (как раз были гиперинфляция и "черные вторники"). Вместо железного занавеса появился долларовый, а хрен редьки не слаще.
И зарубежные друзья, некогда прямо требовавшие разрешить ездить и покидать, чего-то приумолкли.
Но постепенно граждане приспособились, а некоторые даже вошли во вкус. Единственно на вопрос, как воспользоваться неотъемлемым и записанным в Декларации правом при отсутствии материальных возможностей, никто толком не ответил. А ведь про возможности в Декларации ничего нет. Наверно, на то она и Декларация.
И вот теперь вопрос опять возник и встал ребром - что делать с беженцами, которые имеют полное право... далее см. цитату.
Кстати, в ленте не раз читал высказывания от довольно западноориентированных авторов на тему, что эти ближневосточные и африканские граждане попасть в Европу попросту недостойны, поскольку не разделяют европейских ценностей, в том числе и, надо полагать, указанных в Декларации. Но про ценности в Декларации... тоже ничего нет. Ну или есть про деяния, к которым неразделение ценностей не относится.
Так что теперь Запад (кроме тех, кого от проблем отделяют океаны) оказался перед расхождением между декларациями и жизнью очень, как писали какие-то публицисты, явно, ярко и выпукло. И теперь ему придется выпутываться. Или декларировать суровую правду жизни.
На фото, конечно, не беженцы, а туристы-рафтингисты в Черногории. Многие полуголые, дрожащие, но жизнью довольные.
Journal information