Поскольку разговор был еще во время подготовки вторых Минских соглашений, а утечка появилась только сейчас (причем со встречи, которая была еще в прошлом месяце), политологи и конспирологи могут поупражняться в версиях - зачем эту инфу понадобилось запускать и именно сейчас. То ли чтобы ослабить позиции Порошенко, усилившиеся после отстранения Коломойского. То ли Путин действительно собирается уходить с Донбасса и готовит почву - проверяет внутреннее общественное мнение. То ли, что самое невероятное, и в самом деле появились планы "забрать", для чего зондируется почва уже во внешнем мире.
В общем, ничего не ясно. Но можно подумать, какие могли быть варианты развития общей ситуации с Донбассом.
1) Уход России. Вариант, на котором не раз настаивала украинская сторона - Россия убирает "добровольцев" и "отпускников", перекрывает границу, Украина приходит и наводит свой порядок без всяких федерализаций и самоуправлений. Вариант простой, но для Путина неприемлемый по внутриполитическим причинам - "Путинслил" не только нанесет ущерб имиджу президента, но разрушит всю так усилившуюся после Крыма консолидацию общества. А она Путину нужна, хоть и есть мнения, что абсолютным диктаторам как бы это все и не надо.
Кстати, Порошенко мог тот памятный разговор продолжить именно в таком ключе: не хотите забирать, так отдайте.
2) Приход России. То есть то самое "забрать Донбасс". На этот раз такой вариант неприемлем для Порошенко. Он может стать приемлемым, если за него выступят Европа и США, предложив в обмен для оставшейся части Украины вменяемый план реформ и интеграции и поприжав украинские радикально-националистические силы хорошенько, по-коломойски. Пока особых шагов в этом направлении не видно.
Но и для Путина забрать разоренный войной регион означает получать массу уже экономических проблем. То есть он также должен выдвинуть условия забирания - прежде всего снятие санкций и признание Крыма в составе России.
3) Международный контроль. Ввод миротворцев ООН, разоружение и отвод сторон, выработка дорожной карты для дальнейших действий. На этот вариант Путин также идти не хочет, посколько есть риск, что ситуация пойдет по первому варианту, то есть будет выведена из-под контроля России со всеми вытекающими.
4) Донбасс - часть Украины под протекторатом России. К этому варианту в общем и склонялись вторые Минские соглашения. При этом он же самый неустойчивый - когда платит одна сторона, а властвует другая, у первой все время зарождаются разные мысли к тому, чтобы такое положение изменить. А вторая будет тратить массу сил и ресурсов для того, чтобы неустойчивость оставалась незыблемой.
Journal information